Статья 101.3 НК РФ. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Ст 101.3 НК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

2. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

3. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Комментарий к статье 101.3 НК РФ:

Комментируемая статья посвящена документам, используемым при исполнении решений по результатам налоговых проверок.

Решение налогового органа, принятое по результатам рассмотрения налоговой проверки, подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Порядок обращения данного решения к исполнению заключается в направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Необходимо помнить, что взыскание налогов (сборов), пеней, штрафов, начисленных по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, осуществляется посредством применения мер принудительного характера, представляющих собой единую процедуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных этапов (статьи 45, 46, 47 и 48 НК РФ).

Аналогичная позиция закреплена в Постановлении ФАС Московского округа от 24.11.2011 N А40-53469/11-2-348.

Зачет сумм излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням и штрафам разрешается инспекцией самостоятельно не на стадии принятия решения, а на этапе исполнения ее решения в соответствии со статьей 101.3 НК РФ.

Уменьшение размера переплаты на сумму неуплаты налогов при принятии решения в порядке статьи 101 НК РФ.

Положения статьи 123 НК РФ предусматривают применение мер налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, за невыполнение налоговым агентом обязанности как по удержанию, так и (или) перечислению налогов.

Принятое инспекцией на основании статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не может включать в себя положения, направленные на уменьшение суммы переплат по налогам, что может иметь место в результате зачета имеющейся у банка переплаты в счет погашения недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафу, вменяемым инспекцией по результатам проверки, и определения в резолютивной части этого решения сумм неисполненной обязанности с учетом проведенного зачета, поскольку НК РФ установлен различный порядок исполнения налоговым органом обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, влекущего доначисление налогов, начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности, и зачета сумм излишне уплаченных налогов (пеней и штрафов), осуществляемых в порядке, предусмотренном НК РФ и главой 12 НК РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 4050/12.

Вопрос о зачете сумм излишне уплаченного банком налога на прибыль в счет погашения задолженности по пеням и штрафам разрешается инспекцией самостоятельно применительно к пункту 5 статьи 78 НК РФ на этапе исполнения ее решения в соответствии со статьей 101.3 НК РФ.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15638/12 по делу N А56-48850/2011.

Следует отметить, что вопрос о правомерности решения по результатам налоговой проверки, в случае если оно содержит положение о предложении уплатить сумму неуплаченного налога, без учета имеющейся на момент принятия решения переплаты неоднократно был предметом судебных разбирательств.

Сформулированная в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15638/12 позиция о том, что зачет переплаты в счет погашения задолженности инспекция осуществляет в ходе исполнения решения о привлечении к ответственности. Следовательно, в нем должны быть указаны соответствующие суммы содержится и в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2013 по делу N А33-486/2012, от 17.01.2013 по делу N А58-3501/2011, ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2013 по делу N А66-8648/2012, от 29.04.2013 по делу N А56-17324/2011, ФАС Московского округа от 29.08.2013 по делу N А40-136097/12-140-966 и других.